Статьи

Мачтовые подъемники

Мачтовые подъемникиМачтовые подъемники — особый тип подъемных механизмов. Их используют для подъема на высоту (обычно — до 75 метров) груза или людей. По принципу действия они относятся к классу машин цикличного действия.

Это устройство известно довольно давно. Сохранились свидетельства того, что подъемное оборудование использовалось в Европе ещё в Х веке — при работе в рудниках. Но тогда, конечно, использовалась ручная тяга, а современные мачтовые подъемники — электрические. А в остальном устройство за века изменилось мало.

Мачта подъемника
  
Конструкция основывается на металлической мачте с треугольным или прямоугольным сечением. Это главный элемент. Она может крепиться к стене здания с помощью специальных кронштейнов и телескопических тяг, а может быть самонесущей — незакрепленной. Свободностоящий подъемник может быть переставным или передвижным. При этом его высота невелика — редко превышает 12 метров, в то время как стационарный подъемник может возвышаться и на 100 метров (хотя максимальная высота большинства не превышает 50-75 метров).

Высоту
мачты регулируют наращиванием секций, причем конструкции современных мачтовых подъемников позволяют наращивать как сверху, так и снизу.

По количеству мачт подъемники могут быть одно-, двух- и трехмачтовыми (последние два используются для перемещения грузов тяжелее тонны). Одномачтовые (например, «ПМГ» г/п-1000 кг) проигрывают в силе, но выигрывают в компактности: длин секций мачты у них обычно не превышает двух метров, и такой механизм можно смонтировать даже на самой небольшой площадке. А трехмачтовый подъемник имеет две погрузочных платформы, что позволяет работать практически непрерывно. По производительности он заменяет два двухмачтовых.

Кроме того существует отдельный вид подъемников – для горизонтального перемещения материалов внутрь проемов зданий или на кровлю (ПМГ-1-Б).

Грузонесущие органы подъемного оборудования

Второй элемент — площадка, на которой перевозятся грузы. Мачтовый подъемник может быть грузовым или грузопассажирским. Последние оборудованы кабинами. А на грузовых используются два типа грузонесущих органов: грузовые платформы и скипы. Платформы могут быть выкатными или монорельсовыми с каретками. Скипы используются в подъемниках реже. Это саморазгружающийся короб для сыпучих материалов. Обычно их используют в горно-рудной промышленности или на производстве (например, для загрузки сырья в доменные печи).

Подъемный механизм

Наконец, третий элемент подъемника — подъемный механизм. Он основан на канатных полиспастных системах. Проще говоря — сложной связке блоков и цепей (тросов или канатов), взаимодействие которым обеспечивает выигрыш в силе или скорости перемещения груза. На маятниковых подъемниках используются силовые полиспастные системы.

Принцип их действия таков. К подвижной обойме подвешивается груз. Канат или трос последовательно огибает несколько блоков. К той ветви канатов, которая сбегает с последнего из этих блоков, и прикладывается усилие (тяговое).

Безопасность мачтового подъемника

Как и любое устройство, работа которого связана с серьезным риском, мачтовые подъемники уже на стадии производства оснащаются механизмами, обеспечивающими безопасность. Чаще всего это:

- ограничители грузоподъёмности и выкатки платформы;

- защитные ограждения платформы;

- автоматический тормоз;

- ловитель на случай обрыва троса.